Психологическая страничка

Многие дети переживают и волнуются перед выступлением на празднике, на приёме у врача, оставшись на некоторое время с незнакомыми людьми без мамы.

Это, безусловно, нормально. Но если ребенок тревожится часто и почти по любому поводу, то тут уже можно говорить об устойчивом состоянии тревожности, которое в недалеком будущем (к 5-7 годам) может перерасти в черту личности.

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях.

Признаки тревожности

Для тревожного ребенка характерны следующие особенности:

  1. Не может долго работать, не уставая.
  2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
  3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
  4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
  5. Смущается чаще других.
  6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
  7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
  8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
  9. Руки у него обычно холодные и влажные.
  10. У него нередко бывает расстройство стула.
  11. Сильно потеет, когда волнуется.
  12. Не обладает хорошим аппетитом.
  13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
  14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
  15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
  16. Часто не может сдержать слезы.
  17. Плохо переносит ожидание.
  18. Не любит браться за новое дело.
  19. Не уверен в себе, в своих силах.
  20. Боится сталкиваться с трудностями.

(Опросник выявления уровня тревожности ребенка, составленный Лаврентьевой Г. П. и Титаренко Т. М.).

Если вы обнаружили признаки тревожности у своего ребенка, обязательно проконсультируйтесь с психологом или психоневрологом.

Специалист поможет вам разработать коррекционно-воспитательную программу воздействия на малыша. Или сам возьмется проводить занятия с вашим ребенком.

Причины тревожности

Причиной возникновения тревоги всегда является внутренний конфликт ребенка, которому могут способствовать:

- Врожденная предрасположенность, темперамент.

- Нездоровая, конфликтная обстановка в семье.

- Неполная семья.

- Отсутствие единой линии воспитания, противоречивые требования взрослых.

- Неадекватные требования (слишком завышенные / заниженные или не отвечающие стремлениям ребенка), излишняя принципиальность родителей.

- Негативное отношение взрослых и других детей к ребенку, частые угрозы.

- Отвержение родителями ребенка или постоянный страх за его здоровье и жизнь.

- Дефицит общения со сверстниками и другими детьми.

- Большая интеллектуальная и физическая нагрузка.

- Психотравмирующие случаи, эмоциональные потрясения.

- Повышенная тревожность родителей, их неудовлетворенность жизнью.

Как помочь ребенку справиться с тревожностью?

Работа с тревожным ребенком ведется в четырех направлениях:

  1. Устранение нарушений детско-родительских отношений.
  2. Повышение самооценки и уверенности в себе.
  3. Обучение ребенка конструктивным способам поведения в трудных ситуациях.
  4. Снятие мышечного напряжения.

Советы по устранению нарушений детско-родительских отношений

Одна из основных причин тревожности детей кроется в нарушении детско-родительских отношений, при котором отсутствует чувство привязанности, близости и любви. Такие дети очень переживают из-за малейших изменений в привычном укладе их жизни.

  • Создайте дома благожелательную, спокойную обстановку.
  • Будьте терпеливы, проявляйте гибкость  в воспитательных моментах, по возможности не доводите дело до конфликтных ситуаций, но в то же время не бойтесь проявить последовательность и разумную требовательность.
  • Соблюдайте режим дня, ребенок должен иметь полноценный сон.
  • Придерживайтесь определенных ритуалов, они успокаивают и настраивают на соответствующие режимные моменты
  • Реагируйте на потребности ребенка, давайте ему больше свободы, поощряйте самостоятельность, независимость, способствуйте самореализации и проявлениям "я".
  • Вселяйте в ребёнка уверенность в себе, заражайте своей жизнерадостностью. Уделяйте ребенку достаточно внимания, объясняйте, почему вы в данный момент не можете поиграть с ним (если ребенок просит вас об этом).
  • Проводите закаливающие процедуры, совершайте прогулки на свежем воздухе, побуждайте ребенка делать зарядку, гимнастические упражнения.
  • Поручайте домашние дела.
  • Стоит подумать о домашнем животном; общение с животными помогает снимать нервное напряжение.

Советы по повышению самооценки и уверенности в себе ребенка

Тревожные дети очень нерешительны, они не знают, как лучше сделать и бояться ошибиться. Из-за этого такие дети весьма зависимы от мнения других людей. Они болезненно реагируют на неуспех или негативную оценку и всячески избегают их (лучше они ничего не будут делать, чем сделают и потерпят неудачу).

Иногда, одно только присутствие близкого человека достаточно, чтобы ребенок решился на какой-то поступок.

  • Почаще, но искренне и обоснованно хвалите своего ребенка за любые успехи, в том числе и в присутствии других детей.
  • Спрашивайте ребенка, как лучше поступить.
  • Постарайтесь не делать ему замечания, а говорите о том, как лучше поступить.
  • Если вы хотите поправить ребенка, делайте это в тактичной форме.
  • Избегайте сравнений своего ребенка с другими, а только с самим собой.
  • Не предлагайте состязаний, в которых ваш ребенок, скорее всего, окажется в проигрыше.
  • Играйте в игры, где победу легко одержать, но она так же быстро переходит к другому игроку и так же быстро возвращается обратно.
  • Ориентируйте ребенка не на результат, а на сам процесс деятельности.
  • Будьте сами увереннее в своих действиях и словах, подавайте ребенку образец уверенности в себе.
  • Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
  • Почаще обнимайте ребенка.

Групповые игры для повышения самооценки и уверенности ребенка

Громкое имя

Дети встают в круг. По очереди каждый ребенок называет своё имя, а остальные дети громко повторяют его.

Обнимем

Дети встают в круг. Один ребенок находится в центре круга. Дети смыкают круг, сближаясь всё ближе и ближе. При этом приговаривайте: «Вот как мы тебя,… (имя ребенка), обнимаем». Когда дети вплотную подойдут к ребенку, стоящему в кругу, они начинают отступать обратно. Потом в круг встает другой малыш.

Лев

Скажите детям, что все они львы – большие, сильные, смелые. Давайте потренируемся рычать, чтобы все, кто хочет на нас напасть – разбежались.

Когда вы говорите: «Львы, рычите!», дети должны начать рычать как можно громче. А вы начинаете делать вид, что пугаетесь их. Чем тише рычат львы – тем меньше вы их пугаетесь.

Зайчики и слоны

Предложите детям изобразить зайчиков.

Представьте, что вы бежите по лесу, постоянно останавливаясь и прислушиваясь. И вдруг вы услышали хруст ветки. Вы испугались, присели на корточки и дрожите.

А теперь вы большие, сильные и смелые слоны. Вы важно идете по дороге, грузно топая ногами. Вы ничего не боитесь. И наоборот, мелкие животные, убегают из-под ваших ног, боясь быть раздавленными.

Пастух

Все дети – овечки. Они гуляют по лужайкам, щиплют травку. Ребенок – пастух начинает созывать овечек, звеня в колокольчик или играя на дудочке. Овечки должны подойти к ребенку - пастуху. Потом выбирается другой пастух.

Мягкие мячи

Комната делится пополам. Дети делятся на две команды. Им выдается много мягких мячей. Задача детей кидать мячи в противников так, чтобы на их территории было как можно меньше мячей.

Обучение детей умению управлять своим поведением

Тревожный ребенок сосредоточен на себе, своих переживаниях и отношению к нему других людей. Это мешает ему заводить друзей и получать удовольствие от общения,  эффективно общаться, понимать других людей.

Ребенок одинок, он чувствует свою несостоятельность и неадекватность своего поведения, боится выражать и отстаивать своё мнение, а в связи с этим испытывает негативные переживания («я слишком труслив», «я не умею общаться и т.д.), тревожность, депрессии.

Нужно учить ребенка конструктивным способам поведения в трудных для ребенка ситуациях, помогать применять свои знания и умения на практике, чтобы менялось не только его восприятие, но и поведение.

  • Существует множество способов влияния на поведение ребенка: личный пример, атмосфера в семье, совместные дела по дому, организация досуга, разговоры с малышом по душам, беседы по картинкам, чтение художественных произведений, рассказывание историй о своем детстве, сюжетно-ролевые игры и т.д.
  • Сочиняйте и рассказывайте ребенку терапевтические сказки,  которые помогут вам раскрыть душу ребенка, наладить с ним контакт, упорядочить его внутренний мир, помочь преодолеть проблемы и мягко повлиять на изменения в поведении.
  • Предлагайте ребенку проигрывать на игрушках ситуации, которые вызывают у ребенка тревогу (боится собак, врача, не хочет ходить в детский сад) и т.д.
  • Предлагайте ребенку играть в эмоциональные подвижные игры, которые помогут ребенку преодолеть чувство страха быть пойманным, осаленным, найденным и т.д. – «Прятки», «Салки» (с мячом, приседалки и т.д.), «Вышибалы», «Жмурки», «Бой подушками» и прочее.
  • Тревожным детям полезно заниматься спортом, только не профессиональным и «соревновательным», а любительским, «для себя»: плаваньем, катанием на велосипеде, коньках, лыжах и т.п.

Игры, способствующие обогащению внутреннего мира ребенка и умению управлять своим поведением

Нарисуй свой страх

Проговаривание (пусть и просто на элементарном уровне - «боюсь машину, вертолет, трактор») и рисование своих страхов помогает ребенку осознать их и взглянуть на них по-другому.
Расспросите ребенка о том, что его пугает. Предложите ребенку нарисовать то, что он боится или пугающую его ситуацию. Если ребенок маленький, можно рисовать за него (при этом ребенок должен направлять ваши действия и говорить, что рисовать).

- Потом пугающий ребенка рисунок можно сжечь, порвать, разрезать ножницами, закопать в землю и т.д.

- Можно нарисовать, как победить этот страх. Например, если ребенок боится собаку, можно нарисовать стоящего рядом неподвижного мальчика/девочку, смотрящую собаке в глаза.

- Или сделать страх смешным. Например, подрисовать Бабе Яге синие усы, сделать ею ступу дырявой, а себя нарисовать рядом большим и сильным.

- Или показать, что этот грозный объект сам всего боится. Например, если ребенок боится темноты – нарисуйте яркое солнце, от которой темнота убегает с громкими криками.

Нарисуй смелого мальчика/девочку

Попросите ребенка нарисовать смелого мальчика или девочку (в зависимости от пола вашего ребенка). Попросите придумать ему/ей имя.

Давайте, в нашем случае это будет мальчик Илья. Обговорите, есть ли у Ильи мама, папа, собака, сколько ему лет, чем он занимается, ходит ли в сад и т.д. (т.е. оживит образ нарисованного персонажа).

Предложите подумать, чего боится Илья. Придумайте историю, что наш герой боится, например, пауков (при этом ваш ребенок ни в коем случае не должен бояться пауков).

И когда смелый ребенок видит паука, забывает о своей смелости и убегает.

Но однажды он подружился с мальчиком/девочкой по имени (имя вашего ребенка). Тот рассказал ему про пауков, показал их и научил не бояться. А смелый мальчик Илья научил вашего ребенка не бояться того, что боится ваш ребенок.

Таким образом, ваш ребенок сблизится со своим идеалом смелости. Поймет, что каждый человек чего-то да боится, но всё можно преодолеть.

Улучшаем настроение

Это упражнение учит ребенка улучшать своё настроение. Скажите ребенку: «Представь, что тебе грустно. Попробуй сам себя развеселить. Встань перед зеркалом и насмеши себя». Ребенок может строить своему отражению «рожицы», показывать язык, делать рожки и т.д.

Сыграй роль

Если ребенок слишком застенчив, ему можно предложить сыграть роль какого-то яркого, веселого и смелого персонажа (Буратино, Карлсона). И пусть ребенок действует так, как действовал бы Буратино или Карлсон в подобных ситуациях.

Снятие мышечного напряжения

Состояние тревоги сопровождается зажимом различных групп мышц. Поэтому тревожному ребенку очень важно уметь расслабляться.

Упражнения на расслабление и релаксацию

Холодно – жарко

Представьте, что вы гуляете. На улице тепло, хорошо. Но вот подул холодный ветер, солнышко спряталось за тучку. Покажите, как вам холодно: вы сжались в комок, обняли себя за плечи, дрожите. Но вот опять выглянуло солнышко и обогрело вас своим теплом. Расслабьтесь и подставьте под его лучи лицо, руки и ноги.

Деревянные и ватные куклы

Скажите ребенку: «Представь себе деревянной куклой. У тебя твердые руки, твердые ноги. Покажи, как ты будешь ходить, как поворачивать голову, как двигать руками». Далее ребенок превращается в тряпичную куклу, набитую ватой. Его руки и ноги мягкие, неупругие, движения его плавны, замедленны.

Мы устали

Предложите ребенку побегать, попрыгать, потопать ногами, похлопать руками. Скажите: «Вот, как хорошо мы подвигались. Давай, отдохнем». Предложите ребенку улечься на коврик, накройте его мягким одеялом, приласкайте, убаюкайте.

материалы сайта «Семь гномов».

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 841 гость и нет пользователей

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.