Методическая страничка

Поговорим сегодня об играх и игрушках для наших детей.

Как, придя за подарком для Вашего малыша, не растеряться от того огромного ассортимента, который предлагают современные магазины игрушек. Что понравится именно ВАШЕМУ ребёнку? Чтобы поход в детский магазин не разочаровал Вас, вот несколько советов...

Итак, совет № 1. Никогда не ходите за игрушками спонтанно, лишь бы отвязаться от ребёнка – некоторые родители прямо так и заявляют: “Чтоб только не орал!”. Однако этот номер у Вас не пройдёт, дорогие взрослые – приобретенная подобным путем игрушка в конечном итоге не принесёт удовлетворения ни ребёнку, ни Вам. А если к тому же и куплена она не в специализированном детском магазине, а у какого-нибудь из современных «коробейников», то еще неизвестно, какие проблемы физического и психологического характера вы, возможно, наживёте...

Совет №2. Kлассифицируйте выбор игр и игрушек по трем категориям:

1. По возрасту ребёнка.

2. По типу. Например: погремушки, каталки, машинки, пазлы, куклы.

3. Настольные игры: кубики, конструкторы и т.д.

Определившись с типом игрушки и увязав свой выбор с возрастом ребёнка, Вы сможете сохранить своё драгоценное время и не купите ненужную или некачественную вещь. Да и продавцу в магазине игрушек будет легче помочь Вам сделать правильный выбор. Ведь бывает и так – Вас пригласили на торжество по случаю дня рождения ребенка, а вы – уставший, после работы... Есть у вас в таком состоянии желание и силы выбирать что-либо в подарок? Поэтому просто держите в голове две вещи: возраст ребенка и тип игрушки . Достаточно сказать продавцу: «Девочке 5 лет нужна какая-то настольная игра или набор для творчества» – и я уверяю Вас: квалифицированному продавцу-консультанту детского магазина достаточно 2-3 минут для того, чтобы подобрать Вам нужную игру только для Вашего персонального случая.

Следует также отметить особую роль игрушек в развитии ребёнка. Самый важный период – дошкольный – с 3 до 7 лет. В этот период ребёнок растет особенно быстро – увеличиваются его рост, объём мозга, вес, более совершенной становится нервная система. У ребёнка появляется желание быть самостоятельным. Этим, кстати, объясняется желание играть в сюжетные и ролевые игры.

К примеру, посадив кукол, мишек и зайчиков за стол, малыш руководит своими “друзьями”- говорит, что им надо позавтракать и тогда они пойдут гулять..... Или, скажем, вдруг “заболела” любимая кукла - и ребёнок изображает врача.

Строить дом (конструкторы разного вида), путешествовать (руль, паровозик), играть в магазин (кассовый аппарат, наборы овощей, фруктов) - всё это ролевые игры, в которых ребёнок может принимать участие на равных со своими сверстниками, игрушками или родителями.

И напоследок осталось только перечислить игры, которые помогут Вашему ребёнку подойти к школьному возрасту физически крепким и интеллектуально развитым. Итак...

1) Настольные игры - игры с правилами, викторины...

2) Активные игры - мячи, скакалки, кольцебросы, бадминтон, боулинг

3) Наборы для творчества, пазлы, строительные материалы, конструкторы, мозаика

4) Кукольные театры и музыкальные инструменты

Стремительно опускаются границы возрастных требований к различным способностям и умениям детей. Наш анализ  показал, что производители детских книжек, игрушек, мультфильмов крайне небрежно относятся к специфике того возраста, для которого адресована их продукция. В большинстве своём она не рассчитана на детей до 6-7 лет. Найти куклу, изображающую ребёнка, с которой дошкольник мог бы отображать свой собственный опыт, практически невозможно, в то время как полки магазинов переполнены взрослыми разукрашенными красавицами (Барби, Брац, Синди и пр.).

Фильмы для дошкольников по своей форме и содержанию не рассчитаны на детское восприятие: слишком быстрый темп, мелькание  несвязанных кадров, перегруженность экзотичными эффектами, невнятность и отрывочность речи персонажей не позволяет ребёнку понять,  осмыслить и пережить содержание фильма, а без этого просмотр превращается в бессмысленное и даже вредное времяпрепровождение.

Многие современные книжки написаны не для детей и не соответствуют интересам и возможностям понимания дошкольников.

Ярким примером нарушения возрастных возможностей детей является серия развивающих видеофильмов для младенцев. Её авторы утверждают, что их фильмы способствует речевому развитию ребенка,  развитию воображения и образного мышления. Но при этом игнорируется тот очевидный факт, что говорить, воображать и образно мыслить младенцы в 3-4 месяца ещё не готовы. С научной (психологической и педагогической) точки зрения такая продукция не выдерживает никакой критики, вместе с тем её популярность быстро возрастает. Популяризация подобной продукции деформируют сознание родителей и блокируют традиционные и действительно развивающие формы активности ребёнка.

Искусственное «овзросление» отчётливо проявляется в увлечении ранним обучением. Начиная с первых месяцев жизни ребёнка родители озабочены тем, чтобы целенаправленно, систематически и как можно раньше  развивать своего ребёнка. Во многом этому способствует состояние современного образовательного рынка. Появляется всё больше методик, авторы которых обещают родителям развить у малышей, внимание, память, логическое мышление, научить их читать и считать, при чём всё это очень быстро и очень рано. Об этом, в частности свидетельствуют сами названия некоторых методик: «Читать раньше, чем говорить», «Математика с пелёнок», «Энциклопедические знания с пелёнок» и пр. В большинстве своём эти обещания не имеют ничего общего с реальностью.  Законы детского развития, как и законы природы, не меняются от желания родителей ускорить его темпы. Развитие ребёнка происходит не в запоминании информации, а в разных видах детской деятельности, к которым, прежде всего, относится игра. Но для игры нужны игрушки. И здесь, выбирая игрушку, мы опять сталкиваемся  с непониманием специфики детства и сути игры.

Анализ рынка современных игрушек показывает, что большинство из них не только перестали быть средством игры, но и препятствуют развитию игровой деятельности.

Значительное число игрушек несут агрессивный заряд, искажающий образ человека. Магазины игрушек заполняют роботы, люди-пауки, трансформеры, биониклы и пр. Многие игры предполагают расчленение человеческого тела и манипуляции с его органами (например, нужно пинцетом извлечь из спящего человека его внутренности, или собрать себе друга по косточкам).  Некоторые игровые наборы имеют откровенно жестокий, агрессивный характер («Убей террориста», «Кровавый убийца» и др.) С прилавков на нас смотрят всевозможные уродцы, дети с лицом  старцев, кричащиё, страдающие, болезненные человечки.  А ведь именно эти игрушки формируют у маленького ребёнка образ человека!

Многие современные игрушки являются буквально действующими копиями реальных предметов (работающие миксеры, утюги, микроволновые печки и пр.). Они перетягивают на себя всё внимание ребёнка и уже не требуют никакого замысла. В строгом смысле эти вещи уже являются не игрушками, т.е. условными обозначениями предметов, а реальными предметами или тренажёрами для отработки навыков.

Нарастающая автоматизация образных игрушек (куклы-роботы, или интерактивные куклы, оснащенные специальными программами) ведёт к тому, что игрушка всё более становится не средством игры, а самодостаточной вещью, призванной вызывать удивление, восхищение и любопытство. Конкретные, детализированные копии не стимулируют детей к игре, а очень быстро вызывают пресыщение. Ребёнок начинает требовать все новые и новые игрушки, но в них не играет. Играть с такими игрушками совсем не обязательно, нужно просто взять куклу в руки и делать то, что она «велит». А это закрывает саму возможность самостоятельной творческой игры. Ребёнок как бы становится приставкой к игрушке – она сама руководит его действиями. Детская игра превращается в манипулирование и сводится к использованию возможностей технически оснащённых игрушек.  Пристальное внимание к техническому оснащению детской деятельности сочетается с полной неопределённостью или даже утратой  её смысловых ориентиров.  Всё это ведёт к вытеснению дошкольных видов деятельности, в которых происходит действительное развитие психики и личности ребёнка.

Все обозначенные тенденции являются результатом игнорирования возрастной специфики детей, и шире – отсутствие соответствующей психолого-педагогической базы у создателей детской субкультуры. Производители товаров для детей не задумываются о законах развития ребёнка и о реальных потребностях своей целевой аудитории. Их коммерческие цели весьма далеки от задачи полноценного развития личности ребёнка.

И всё же хорошие игрушки у нас есть – и отечественные, и импортные. Но они порой незаметны среди огромного количества ярких и технологичных изделий игрушечной промышленности. Задача психологов – выделить их, сделать заметными, рекомендовать именно их, потому что это действительно хорошие, развивающие игрушки. Естественно возникает вопрос: что мы называем хорошими развивающими игрушками?  Существует мнение, что хороши только экологически чистые, деревянные игрушки. Это не совсем так: они могут быть и пластиковыми, и картонными, и тряпичными, и резиновыми. Ещё одно распространенное представление, что развивающими являются те игрушки, которые обучают.  Но это глубокое заблуждение. Ребёнок развивается не тогда, когда он запоминает  готовые знания, а когда творит, ищет решение, пробует что-то сделать сам.  Словом развивающими делает игрушки  та деятельность, которую с ними можно осуществлять.  Это и есть главный критерий отбора лучших игрушек.

Игра – неотъемлемая часть жизни не только детей, но и взрослых. Когда ребенок вырастает, у него появляются свои дети и все начинается заново: погремушки, куклы, машинки, медвежата, конструкторы и т.д.

Очень часто родители стараются скупить в магазине все возможное и невозможное для своего малыша, считая, что чем больше у него будет, тем более развитым, сообразительным и счастливым  будет ребенок. Но, к большому сожалению, многие игрушки могут оказаться, не только не полезны, а иногда даже вредны ребенку из-за того, что они не подобраны в соответствии с возрастом и способностями малыша.

Какая игрушка  подходит непосредственно вашему ребенку? Как подобрать правильную игру для вашего малыша?

Основной критерий, на который нужно опираться при  выборе игрушки - возраст вашего ребенка. Ведь каждый день для малыша открывается новый мир, а задача родителей - сформировать его красочным, позитивным и интересным.

0-2 месяцев

В этом возрасте внимание малыша, в первую очередь, привлекают яркие двигающиеся предметы, подвешенные над кроваткой или  манежем, а также, издающие приятные и успокаивающие звуки. Самыми лучшими и необходимыми предметами в первые месяцы жизни младенца являются мобиль и погремушки. Если погремушки всем знакомы и понятны, то  мобиль менее известен широкой аудитории. Он представляет собой вращающейся круг с подвешенными на нем предметами разных цветов и форм. Благодаря мобилю, ребенок учится поворачивать голову и развивает моторику. Часто малышу быстро надоедают одинаковые игрушки, поэтому лучше периодически менять их на новые. Что же касается погремушек, то важно помнить, что они воздействуют на зрительное и слуховое восприятия малыша, поэтому они должны отличаться по звучанию. Кроме того подходящими для новорожденных являются пластиковые небьющиеся зеркала, помогающие малышу поднимать голову и рассматривать свое отражение.

3-6 месяцев

В этом возрасте малыш уже начинает переворачиваться с животика на спину, поднимает головку  и активно реагирует на все  происходящее вокруг него. В связи  с этим, для него уже  прекрасно подходят подвижные игрушки, приспособленные для гимнастики. Кроме того, они должны быть яркими, , изготовленными из разных материалов и издающими различные звуки. В этом возрасте уже можно давать ребенку отдельные резиновые или пластмассовые предметы. Главное, они не должны быть слишком маленькими, иначе малыш может проглотить их или поперхнуться.

7-11 месяцев

Ваш малыш уже  может ползать, стоять и ходить с  подстраховкой, может самостоятельно сидеть, переворачиваться и похлопать в ладоши. Он двигается в такт музыке, любит поднимать, открывать, тянуть, толкать, бросать, стучать. Отталкиваясь от всех этих возрастных особенностей, подобрать игрушку становится немного проще. Это могут быть пирамидки, способствующие координации мелкой моторики, мячи, коврики с кармашками, обучающие навыкам вытаскивания предметов, барабаны (если у вас добрые соседи), а также мягкие книжки. Примерно с полугода в игровой процесс должны активно включаться взрослые, которые показывают ребенку, как выполняется та или иная манипуляция, когда и куда следует нажимать.

Начиная с 9 месяцев, рекомендуются следующие игрушки: сборные башни, коробочки, ведерки и мисочки.

1-2 года

С того момента, как вы вместе со своим малышом  задули первую и единственную свечку на торте, ваш ребенок начинает расти  еще быстрее, активнее познает мир, повторяет движения взрослых. В этом возрасте он уже способен распределять предметы по категориям, распознавать формы, размеры и цвета, выполняет просьбы, пытается самостоятельно совершать какие-либо действия. В связи с этими особенностями малыша, предпочтительнее покупать игры на  развитие мелкой моторики и фантазии у ребенка. Для этого подходят такие игрушки, как: кубики, пирамидки, различные игры на сортирования цветов, форм и т.д.  Простые пазлы , а также игрушки с кнопками, рычагами, шнурками, пуговицами прекрасно подходят для этого возраста. В принципе, ребенок будет играть с любым предметом, так как ему важно все попробовать и потрогать.

3-5 лет

Ваш малыш уже  совсем взрослый, поэтому и игрушки  в этом возрасте должны быть соответствующими. Ведь на самом деле, уже не за горами школа, а к этому этапу в жизни ребенка нужно подготовиться особенно основательно. В возрасте 3 лет детям будет интересно играть с различными по фактуре материалами, например, пластилином, мелками, красками, рассматривать книжки с яркими картинками. Примерно в это время у ребенка появляется любимая игрушка, о которой он заботится. Ближе к пяти годам у детей появляется желание быть самостоятельным, что объясняет желание играть в сюжетные и ролевые игры, например, строить дом, играть в магазин или изображать врача.

Родителям не нужно забывать про игрушки, обучающие буквам и цифрам, ну и, конечно, про книжки. Читайте своему малышу больше, а еще лучше вместе с ним. Пусть принимает непосредственное участие в процессе.

Безусловно, каждый родитель как никто лучше знает своего ребенка и понимает, что ему нужно на самом деле. Но при выборе игрушек важно не переусердствовать и направить развитие пока еще маленького человечка в правильное русло, не нарушая естественных законов природы, а также не забывать, что ни одна игрушка не заменит живого общения с родителями, другими взрослыми и  детьми.

Требования к игрушкам. Советы специалистов.

1. Детская игрушка должна быть безопасна для жизни ребенка. Покупать детские игрушки следует в магазинах, при этом необходимо ознакомиться с удостоверением о гигиенической регистрации и сертификатом соответствия. При выборе и покупке детских игрушек обратите внимание на наличие следующих знаков на упаковке:

CE — этот значок говорит, что данный товар соответствует всем нормам ЕС, но он не является гарантией безопасности;

Изображение детского лица с приписанными рядом цифрами информирует, для детей какого возраста эта игрушка предназначена.

ВНИМАНИЕ! Все значки должны быть хорошо видны — не переснятые ксерокопии, а четкое изображение. В противном случае стоит задуматься о качестве товара.

Приобретение некачественной игрушки, не соответствующей требованиям, грозит вашему ребенку:

  • Отравлением токсичными веществами. Зарегистрированы случаи, когда в качестве наполнителя в погремушках использовались протравленные токсичными веществами горох и фасоль;
  • Рецидивами аллергии. Некачественная продукция может в больших количествах содержать химические вещества-аллергены, в том числе формальдегид.
  • Травматическими повреждениями. Плохо закрепленные мелкие детали могут попасть в дыхательные пути малыша. В электрических игрушках вы вполне можете столкнуться с превышением нормы электрического напряжения.
  • Опасностью возникновения пожара.

И последнее: не забудьте тщательно вымыть новую игрушку, прежде чем отдать ее ребенку. Это элементарное правило предосторожности поможет сохранить здоровье вашему малышу.

2. Детская игрушка должна быть доброй и заботиться о психическом здоровье малыша. В общем оформлении должны использоваться яркие основные светлые тона (зеленый, красный, желтый, белый, синий), не более 2–3 в одной игрушке.

Если малышу нет еще трех лет, то «страшные» игрушки не только не будут полезны, но могут иметь негативное влияние на его развитие, поэтому данное требование к детской игрушке крайне важно. В раннем возрасте дети только начинают познавать мир, учатся разделять по-настоящему опасное и опасное «понарошку», различать хорошее и плохое, доброе и злое. Малышей в этом возрасте легко напугать, но они еще не могут «обыграть» свой страх и таким образом справиться с ним. Слишком сильные впечатления, такие как появление страшной игрушки в детской или просмотр пугающего мультфильма, могут серьезно повредить ребенку. Если вы заметили, что какая-то, даже самая безобидная на вид игрушка пугает ребенка, лучше сразу уберите ее. Это могут быть любые предметы, вплоть до погремушек, однако чаще всего такое случается с заводными и электронными игрушками, слишком большими или слишком яркими и издающими резкие и громкие звуки.

Покупая «страшные» детские игрушки, родители часто даже не подозревают о том, какой вред наносят своему малышу, даже если ребенок радуется каждой новой покупке и нисколько не пугается, получая в подарок очередного «монстра». Стараясь угодить малышу и покупая ему все новых и новых «забавных», с их точки зрения, роботов и чудовищ, мамы и папы не только тормозят и задерживают его развитие, но и порой направляют это развитие в неведомое им самим русло, воспитывая в ребенке агрессивность, жестокость и закрытость.

3. Игрушка должна приносить эстетическое удовольствие. Игрушка для ребенка — определенный идеал, образ, который закладывается в подсознание. Хорошо, если образы эти будут соответствовать общечеловеческим представлениям о красоте.

4. Игрушка не должна быть перегружена дополнительными деталями (кукла с нарисованными глазами и лепным париком и т. д.), так как у детей раннего возраста отмечается непроизвольность внимания.

5. Лучше, чтобы игрушка была полифункциональной. При выборе детской игрушки в магазине попробуйте придумать минимум 3–4 игры с ней. Если у Вас это получилось, то смело покупайте.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 15 гостей и нет пользователей

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.