Что такое мяч глазами взрослого? Шарообразный предмет, ассоциирующийся с различными спортивными играми. Попробуем посмотреть на мяч и игры с ним глазами ребенка, впервые его увидевшего. Мяч таит в себе для ребенка массу нового и неизведанного, открывающего путь к познанию мира. Его форма, цвет, материал и свойства несут для ребенка огромный поток информации.

Мячик круглый, его можно крутить в руках и разглядывать. Мячик на ощупь шершавый или, наоборот, гладкий. Мячик тяжелый или легкий, причем независимо от того, большой он или маленький. Если мячик толкнуть он покатится, если уронить — подпрыгнет. С мячом ребенку можно играть, можно положить на горку, и он весело съедет с нее, а можно крепко обхватить обеими руками и отнести маме, чтобы поиграть с ней.

Игры с мячом для ребенка — важнейшая составляющая полноценного детства. Кажущиеся на первый взгляд простыми, они играют огромную роль для физического и интеллектуального развития, тренируют ловкость, координацию, скорость реакции, глазомер, самоконтроль и уверенность в своих силах. Игры с мячом благоприятно сказываются на здоровье ребенка: улучшается его осанка, зрение, работа легких и сердца. Мяч также имеет социальное значение, поскольку помогает развивать навыки общения и приобретать новых друзей. Ведь чтобы пригласить кого-то к совместной игре, нужно с ним договориться! И, наконец, мяч оказывает положительное влияние на эмоциональное развитие детей — игры с мячом приносят огромное удовольствие!

Итак, ребенок начинает играть в мяч!

С мячом и играми с ним ребенка можно познакомить с первых месяцев жизни, и они прочно войдут в перечень его любимых игрушек на долгие годы. Лучше всего приобрести несколько мячиков разных диаметров из резины, ткани, шерсти, стекла, надувные шары, а также шарики для тенниса и пинг-понга. Выбирайте мячи для ребенка так, чтобы они не были слишком тяжелы по массе для возраста малыша, отдавайте предпочтение умеренно ярким, радужным окраскам. И конечно, помните о безопасности: покрытие мяча не должно облезать!

Подросшему ребенку, который начинает ползать и ходить, давайте самые разные мячи: шершавые и гладкие, мягкие и твердые, расписанные яркими мотивами, с «колокольчиком» внутри. Ставьте вместе простейшие эксперименты: а что будет, если ударить мячиком об стену, о пол, «плюхнуть» в воду, скатить с наклонной дощечки. Малыш будет полон радости от новых открытий!

Когда ребенок уже будет твердо держаться на ногах, усложняйте игры с мячом. Теперь мяч можно подбрасывать вверх, кидать друг другу и ловить, прокатывать через ворота и забрасывать в корзину. Начинайте осваивать парные игры, а затем постепенно добавляйте число участников. Сядьте напротив друг друга, разведя ноги, и перекатывайте друг другу мяч. Когда детишек несколько, образуйте круг, при этом следите, чтобы все участники насладились игрой. Малыши выросли и им уже скучно просто перекатывать мяч? Тогда вставайте на ноги и бросайте его друг другу.

Мяч хорошо использовать в различных интеллектуальных играх на развитие речи ребенка и пополнение словарного запаса. Можно перекатывать друг другу мячик, называя всех известных животных и др. Так в игре малыш запомнит много новых слов. Для закрепления навыков чтения можно разложить карточки и пояснить крохе, чтобы он ударял мячиком по называемым мамой словам.

Чтобы ребенку такая игра не наскучила, придумывайте разные варианты ее проведения. Например, ставьте к карточкам кегли и выбивайте их мячиком. Также предоставляйте малышу возможность самому называть слово, которое он собирается «выбить».

Как Вы видите, возможности для изобретения игр с мячом для детей огромны! По мере взросления крохи игры будут усложняться, сам малыш также будет вносить свой вклад в придумывание новых вариантов игр. Поддерживайте ребенка, не отказывайте ему, когда он приходит к Вам с мячиком и хвалите за победы в игре, ведь они приносят ему такое удовольствие. А что может быть лучше для родителей, чем улыбка собственного малыша!

Весной и летом во дворе всегда можно увидеть детей с мячиками. Кто-то просто гоняет мяч по двору, кто-то пытается играть в волейбол или футбол, а вот больше ни в какие другие игры наши дети играть не умеют. Давайте вспомним игры для детей с мячом, в которые мы, взрослые, играли в детстве.

«Я знаю пять…»

Игрок начинает бить рукой мяч о землю, приговаривая на каждом ударе по одному слову. Например: ” Я знаю пять городов России: Москва – раз, Омск- два, Курск – три, Рязань – четыре, Самара – пять.”  Победителем будет тот игрок, кто ни разу не сбился. Тематику можно придумать разную – цвета, кошки, собаки, имена мальчиков и девочек, названия мультиков и т.д.

«Съедобное-несъедобное»

Игроки выстраиваются в ряд. Ведущий становится перед ними на расстоянии 3 метра. Он бросает каждому мяч, при этом называет любой предмет или что-то из еды. Игрок должен поймать “съедобный ” мяч и отбить “несъедобный” мяч. Каждый правильный бросок – шаг вперед , а неправильный – шаг назад. Выигрывает тот, кто первым добрался до ведущего.

«Имена»

Участники встают спиной к ведущему. Ведущий подбрасывает мяч вверх и называет имя любого игрока. Тот, чье имя названо, должен повернуться и поймать мячик. Если ему это не удалось, то он выбывает из игры.

«Выбрось мяч»

Дети встают в круг, а в центре круга находится ведущий. Ребята начинают перебрасывать мяч друг другу, стараясь от него скорее избавиться. Задача ведущего – дотронуться до того, в чьих руках есть мяч. Игрок с мячом, который не успел передать мяч и которого коснулся ведущий, занимает его место.

Командная игра с мячом.

Играющие делятся на 2 команды. Каждая команда встает в шеренгу. Первые игроки  команды поднимают мяч над головой и начинают его передавать стоящему сзади, а тот перехватывает мяч и передает его дальше. При этом нельзя поворачиваться. Последний игрок передает таким же образом мяч вперед. Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее.

«Вышибалы»

Одна из самых популярных игр с мячом нашего детства. Для игры необходим не очень тяжелый мяч, лучше волейбольный. Если играете с маленькими детьми — то легкий детский резиновый мяч. Играть лучше большой компанией, от 5 человек и больше. По краям площадки встают по одному человеку, которые, перебрасывая мяч друг другу, стараются «выбить» мячом как можно больше игроков, стоящих в центре площадки.

«Поиграем с солнышком»

Цель игры: научить ребенка прокатывать мяч в заданном направлении. В этой игре желательно использовать мяч желтого цвета.

Исходное положение (И.п.): Ребенок сидит на полу ноги врозь. Мама (взрослый) с мячом в руках располагается напротив него на расстоянии 0,6–1,0 м и, обращаясь к малышу, говорит: Солнышко желтое (мама медленно прокатывает мяч), Солнышко теплое (от руки к руке и вокруг себя). По небу катилось, катилось,
К Мише (имя ребенка) в гости прикатилось.
Мама прокатывает мяч ребенку двумя руками. Ребенок ловит мяч и затем прокатывает его двумя руками обратно к маме.

Вариант. В игре могут принимать участие и другие члены семьи (папа, бабушка, дедушка, старшие брат, сестра или сверстники вашего малыша, которые приходят к вам в гости). В этом случае участники игры образуют полукруг (дугу). Взрослый с мячом располагается напротив и прокатывает мяч всем играющим по очереди. При усложнении игры взрослый может направить мяч любому из играющих, вынуждая малыша быть внимательным. Исходное положение малыша тоже может меняться: сидя на полу ноги врозь, скрестив перед собой, сидя на корточках.

«Мяч в кругу»

Цель игры: совершенствовать навык отталкивания мяча при катании, учить  ребенка ориентироваться в пространстве.

В этой игре можно объединить несколько детей (сверстников вашего малыша) или попросить других членов семьи поиграть с вами. Дети сидят на корточках на полу, образуя круг. Мама (взрослый) дает детям мяч-Колобок (на мяче нарисованы или приклеены глаза, нос, рот) и говорит:

Колобок, Колобок,

У тебя румяный бок.

Ты по полу покатись

И ребятам улыбнись.

По просьбе мамы «Катенька, покати мячик Диме» ребенок прокатывает мяч двумя руками названному ребенку. Ребенок, получивший мяч, прокатывает его другому ребенку, которого назвали по имени. Так дети перекатывают мяч от одного к другому.

Советы маме. Просьба мамы прокатить мяч тому или иному ребенку исключает катание мяча между одними и теми же детьми. Взрослый напоминает малышам, что мяч надо оттолкнуть от себя посильнее, чтобы он докатился к другому ребенку, а также подает детям мяч, если он выкатился из круга.

«Передай мяч»

Цель игры: научить ребенка передавать предметы (мяч, кубик, небольшую игрушку и т.п.) из рук в руки; развивать умение ориентироваться в направлении движения (вправо, влево, назад и т.д.).

В этой игре можно объединить несколько детей (по возможности сверстников малыша) или позвать на помощь других членов семьи. Дети сидят на стульях или стоят (по кругу), сидят на полу (поджав ноги под себя или скрестив их перед собой), на диване на расстоянии вытянутых в сторону рук.

Взрослый дает ребенку мяч со словами:

Мячик ручками держи,

Да смотри не урони.

Повернись скорее к другу,

Передай его по кругу.

или

К другу руки протяни,

Мячик у него возьми.

Держи крепко, не роняй

И другому передай.

Ребенок, получивший мяч, передает его из рук в руки соседу. Мяч надо брать и передавать двумя руками.

Советы маме. Перед началом игры мама (взрослый) просит детей посмотреть, кто сидит (стоит) рядом с ними. При передаче мяча мама подсказывает малышам: «Надя, дай Саше мяч, пожалуйста. А ты, Саша, дай мяч, пожалуйста, Диме» и т.д.

Взрослые следят за тем, чтобы дети, поворачиваясь, сидели или стояли на месте, не переступали ногами. «Ребятки, давайте мы с вами намажем наши ножки клеем и приклеим их к полу. Вот так (показывает, как намазать стопу клеем)! Ножки хорошо приклеились и не могут топтаться на месте».

Варианты игры. В зависимости от исходного положения и способа передачи мяча эта игровое упражнение имеет несколько вариантов:

1)   Малыши сидят на полу на плоских кружочках (в шеренгу на некотором расстоянии друг от друга) и передают мяч двумя руками из рук в руки, поворачивая корпус тела при приеме и передаче мяча (стараясь не класть мяч на колени);

2)   Малыши сидят на полу друг за другом на тех же кружочках (в колонну на некотором расстоянии друг от друга) и передают мяч сзади сидящему поднятыми вверх руками или двумя руками сбоку;

3)   Малыши садятся в кружок на полу, скрестив ноги, и передают маленький мячик (взяв его левой рукой, нужно отдать правой) и т.п.

«Прокати и догони»

Цель игры: Учить ребенка катать мяч в прямом направлении, отталкивать его энергично, с усилием; развивать умение ориентироваться в пространстве.

Ребенок с мячом в руках подходит к обозначенному мамой месту (шнур, полоска пластыря, цветной кружочек) и выполняет действия согласно стихотворному тексту, произносимому мамой: Наш веселый, звонкий мячик Ребенок толкает мяч вдаль двумя руками и Мы прокатим далеко. смотрит, куда он покатился, затем А теперь его догоним, бежит за мячом, догоняет его и Это сделать нам легко! поднимает над головой: «Поймал!»

Варианты игры. Прокатывать вдаль можно не только большой (диаметр 18-20 см), но и маленький мяч (диаметр 5-8 см). В зависимости от диаметра используемого мяча ребенок катит мяч вдаль: одной рукой (обязательно чередовать правую и левую руки), если мяч маленький, и двумя руками, если мяч большой.

Советы маме. Приучайте малыша посмотреть вперед, прежде чем он покатит мяч. Прокатив мяч, не бежать за ним сразу, а дождаться речевого сигнала. Попытайтесь объяснить малышу, что мяч надо отталкивать не резким и коротким движением рук, а плавным и энергичным (при необходимости проделайте упражнение вместе, обхватив руки ребенка своими).

«Сбей кегли»

Цель игры: развивать элементарные навыки попадания мячом в цель (энергично отталкивать мяч в заданном направлении). Это прекрасная игра для отработки меткости и навыков катания. Если в доме нет кеглей, то их прекрасно заменят пустые пластиковые бутылочки емкостью 0,5 л.

Поставьте 2-3 кегли или бутылочки на расстоянии 1-1,5 м от ребенка и дайте ему большой мяч. Малыш, присев на корточки (наклонившись, ноги чуть шире плеч), с обозначенного мамой места (цветной кружок или шнур) прокатывает мяч двумя руками вперед, стараясь сбить кегли. Прокатив мяч, ребенок идет за ним, поднимает и идет обратно.

Советы маме. Перед тем как дать мяч самому ребенку, заинтересуйте его, покажите, что надо сделать, сопровождая свой показ следующими словами: Посмотри, какие кегли Мама обращает внимание малыша на то, как Ровно-ровно в ряд стоят! стоят кегли. К ним направим мяч умело Толкает мяч двумя руками вперед, к кеглям. И они уже лежат! Обращает внимание на сбитые (упавшие) кегли. Следите, чтобы малыш энергично отталкивал мяч двумя руками, а не подбрасывал его вперед-вверх. Перед тем как оттолкнуть мяч, приучайте малыша смотреть на кегли. Хвалите его, даже если он не попадет в цель. Отметьте точки на полу, куда надо ставить кегли (мелом, кусочками пластыря), и позвольте малышу самостоятельно установить сбитые кегли на место.

«Сбей пирамидку»

Это игровое упражнение можно предложить ребенку, когда ему уже наскучат кегли.

Цель игры: развивать элементарные навыки попадания мячом в цель (энергично отталкивать мяч в заданном направлении). Содержание. Из 3-4 пластиковых кубиков строится пирамидка. Ребенок с расстояния 1,5 м пытается сбить их, прокатывая мяч двумя руками (см. «Сбей кегли»). Дети, как правило, приходят в восторг от разлетающихся в стороны кубиков.

«Мяч с горки»

Цель игры: учить ребенка действовать с большим мячом двумя руками: скатывать, ловить, переносить. Для этого вам понадобится доска. Закрепив доску на стуле, вы создадите дома прекрасные условия для отработки навыков отталкивания и ловли мяча.

Варианты игры.

1. Мама (взрослый) скатывает мяч сверху по направлению к ребенку. Ребенок ловит мяч двумя руками.

2. Один конец доски закреплен на стуле, другой – касается пола. Ребенок самостоятельно скатывает мяч с наклонной плоскости, отталкивая его двумя руками с усилием. Сопровождайте действия малыша веселыми словами: Мячик в руки ты возьми, Мяч в руках у ребенкаСмело к горке подойди, Ребенок подходит к приподнятому концу доски. Оттолкни его руками, Ребенок скатывает мяч с горки, отталкивая его двумя руками. А теперь беги, лови! Бежит за ним и, догнав, возвращается обратно.

Советы маме. Напоминайте малышу, что скатывать мяч надо двумя руками. Постарайтесь объяснить ему, что если мячик просто класть на доску или отталкивать тихонько, то он упадет на пол, не докатившись до ее конца.

«Мяч в «туннель»

Цель игры: развивать умение при катании мяча к цели отталкивать его двумя руками, учить ребенка оценивать расстояние между предметами.

Варианты игры:

1) поставьте 1-3 табуретки или стула вплотную друг к другу. Покажите малышу, как катить мяч через «туннель», отталкивая его двумя руками. Обратите внимание, что диаметр мяча не должен быть больше половины расстояния между ножками стула (табуретки). Ребенку интересно видеть, как мяч проходит в «туннель», а не «загораживает» проход между ножками стула.

2) вам понадобится помощь 3-4 человек. Попросите других членов семьи встать друг за другом, расставив ноги в стороны. И тоже покажите малышу, как катить мяч через «туннель» двумя руками.

В обоих вариантах игры ребенок может сам бежать за катящимся мячом и приносить его обратно, чтобы снова прокатить его в «туннель». Но можно кого-нибудь из взрослых попросить встать с другого конца «туннеля», чтобы ловить мяч и прокатывать его обратно малышу. Маленькому ребенку приносит огромное удовольствие не только прокатывать, но и ловить мяч, выкатывающийся из «туннеля».

Советы маме. Напоминайте малышу, что мяч надо отталкивать одновременно двумя руками с силой, чтобы он прокатился через «туннель», а не застрял в нем. Перед тем как оттолкнуть мяч приучайте малыша смотреть вперед. Хвалите его, даже если он не попадет в «туннель».

«Пронеси – не урони»

Цель игры: учить ребенка производить действия с предметами по сигналу: брать, переносить их, класть; ходить, сохраняя прямолинейное направление движения; развивать умение ориентироваться в пространстве комнаты (или другого помещения).

На одной стороне комнаты на цветных кружочках (это «домики») располагаются мама и ребенок, в руках у каждого по мячу. На другой стороне комнаты стоит корзина.

Мама вместе с ребенком производит действия, сопровождая их стихотворным текстом: Мы с тобой идем, идем, Мама и ребенок с мячом в руках проходят через Мячи разные несем: комнату и останавливаются около корзины. Зеленый, желтый, красный, синий… Положили мы в корзину! Кладут мячи в корзину. Мама предлагает посмотреть в корзину и задает малышу вопрос: «Какие же мячи в корзине?» Ребенок называет цвет мячей. Мама хвалит его, например: «Правильно желтый и красный мячи в корзине. А теперь, давай в домик побежим!» Убегают каждый в свой домик, где вместе с мамой выполняют имитационные движения. Мама спрашивает: Покажи мне, как мы шли? Ходьба на месте Мячик как с тобой несли? Ходьба на месте, руки имитируют несение мяча. Покажи, как мячик клали? Наклониться, руки вниз (как будто положили мяч). Покажи мне, как бежали? Бег на месте. Мама снова спрашивает малыша: «А где же наши мячи?» Ребенок обязательно покажет на корзину. «Пойдем, достанем мячи из корзины», - предлагает мама. И они снова бегут к корзине, достают мячи, поднимают их над головой и возвращаются в свои «домики». После некоторой паузы игра повторяется.

Советы маме. Маме (взрослому) необходимо следить за тем, чтобы малыш выполнял действия по речевому сигналу (стихотворный текст, читаемый мамой). Для переноски можно использовать и более мелкие предметы: кубики, малые мячи или шарики, шишки и др.

«Брось и догони»

Цель игры: упражнять ребенка в бросании мяча вдаль двумя руками от груди (снизу, сверху, из-за головы); выполнять действия с мячом по речевому сигналу взрослого; развивать умение ориентироваться в пространстве.

Мама и малыш с мячом в руках встают у обозначенного мамой места (шнур, полоска пластыря, цветной кружочек) и выполняют действия в соответствии со стихотворным текстом, произносимым мамой:

  1. Мы обнимем мячик нежно, Приставляют мяч к груди. Оттолкнем его небрежно. Бросают мяч вдаль двумя руками от груди.
    А теперь, догоним дружно: Бегут за мячом. Пожалеть его нам нужно! Поднимают мяч и, прижимая его к груди одной рукой, другой гладят мяч и возвращаются обратно.
  2. Мячик вниз мы опускаем, Опускают руки с мячом вниз. А теперь его бросаем. Бросают мяч вдаль двумя руками снизу. Догоняем быстро, дружно. Бегут за мячом, поднимают его и «жалеют». Ведь поймать его нам нужно!
  3. Мячик вверх мы поднимаем Поднимают руки с мячом вверх над головой. И вперед его бросаем. Бросают мяч вдаль двумя руками сверху. Мячик шустрый, озорной Бегут за мячом. Догнав, поднимают, весело кричат: Сейчас догоним мы с тобой! «Догнали!» и возвращаются обратно.
  4. Мячик шустрый, озорной. Поднимают руки с мячом вверх над головой. Вверх поднимем мы с тобой. Спрячем за головку, Слегка опускают мяч за голову на согнутых руках. Бросим дружно, ловко! Бросают мяч вдаль двумя руками из-за головы.
    5. А теперь, догоним дружно.
    Бегут за мячом. Догнав, поднимают, весело кричат: Ведь поймать его нам нужно! «Поймали!» и возвращаются обратно.

Советы маме.

Если малышу надоедает просто бросать мяч, предложите ему поиграть в мяч с большой мягкой игрушкой, которую вы можете посадить напротив малыша: «Сашенька, смотри, кто к нам пришел! Медвежонок! Саша, медвежонок говорит, что ему скучно сидеть одному. Давай мы с ним в мяч поиграем! Посадим его вот здесь. Мы мячик будем ему бросать, а он пусть ловит». Покажите малышу, как медвежонок (или любая другая игрушка) «ловит» брошенный мяч. Присядьте за медвежонком, возьмите его лапы в свои руки и поймайте мяч. Малыш с удовольствием поиграет с игрушкой.

«Брось через веревку»

Цель игры: учить ребенка бросать мяч двумя руками вперед-вверх способами снизу, от груди, сверху, из-за головы.

Для этой игры вам необходимо при помощи «подручных средств» (например, стулья со спинкой) на высоте примерно 1 м от пола (при обучении броску сверху и из-за головы) или на уровне груди ребенка (при обучении броску снизу и от груди) натянуть веревку или резинку. На одной стороне комнаты на расстоянии 0,6-1,5 м (при обучении броску сверху и из-за головы) и на расстоянии 1-1,5 м (при обучении броску снизу и от груди) от натянутой веревки на цветных кружочках (у шнура, полоски пластыря) располагаются мама и ребенок. В руках у каждого по мячу (мячи среднего диаметра: 12-15 см).

В соответствии со стихотворным текстом, произносимым мамой, они вместе выполняют упражнение. Бросок сверху: У веревочки (заборчика) стоим, Мама и ребенок с мячами в руках стоят на кружочках, Мячик поднимаем. Поднимают руки с мячом вверх. Чтобы мячик ускакал, Бросают мяч двумя руками сверху через натянутую Мы его бросаем! веревку. Догоняем быстро, дружно. Бегут за мячом. Догнав, поднимают, весело кричат: Ведь поймать его нам нужно! «Поймали!» и возвращаются обратно. Во время броска из-за головы мама также говорит «Мячик поднимаем», во время броска снизу – «Мячик опускаем», во время броска от груди – «Мячик прижимаем».

Советы маме. Покажите своему малышу, что стоять на кружочках следует слегка расставив ноги в стороны. Бросать и бежать за мячом только по речевому сигналу мамы. Также объясните малышу, чтобы догнать мяч, надо пробежать под веревкой и, чтобы не задеть ее, надо наклониться, а не приподнимать ее рукой вверх. Если вы играете с малышом в первый раз, то не знакомьте его сразу со всеми способами бросания мяча. Делайте это постепенно. Иногда ребенок сам «подсказывает», с какого способа бросания мяча вдаль вам начать обучение. Просто попросите ребенка бросить вам мяч, не показывая, как это сделать. По мере усвоения одного способа предлагайте ему другой.

Усложнение игры. Бросание мяча можно проводить также через 2-3 стула со спинкой, стоящих вплотную друг к другу (слово «у веревочки» заменяется на слово «у заборчика»). В этом случае, догоняя мяч, малышу уже придется проползать под стульями. А возвращаясь назад, сначала прокатить мяч под стулом, а потом проползти за ним на четвереньках.

«Прокати вокруг пенечка»

Цель игры: учить ребенка катать мяч вокруг предмета двумя руками, класть мяч двумя руками в горизонтальную емкость, находящуюся на уровне вытянутых вверх рук ребенка.

Из «подручных средств» поставьте «пенечек» (это может быть пустая коробка, мешок и т.п.). Вспомните с малышом сказку «Колобок» (от кого убежал Колобок, а кто его съел) и предложите ему поиграть с Колобком, покатать его двумя руками (одной рукой) вокруг «пенечка».

Малыш с Колобком (мяч с наклеенными на него глазами, носом и ртом) в руках встает около «пенечка». Мама с мешком находится в 2-3 шагах от него и читает стихотворение:

Колобок, не ленись, не ленись,

Вокруг пенечка прокатись, прокатись.

Подтолкнем тебя руками,

Поиграй немножко с нами!

Малыш катает мяч вокруг «пенечка», стараясь не выпускать его из рук. Когда мама скажет: «Зайчик идет!», малышу нужно поднять мяч двумя руками вверх («колобок» убегает от зайца). Мама приговаривает: «и от бабушки ушел, и от дедушки ушел, и от зайца ушел! Молодец!»

Тот же вариант игры проигрывается с другими персонажами сказки: волком и медведем, только меняется направление прокатывания мяча. Когда мама скажет: «Лисичка идет!», малышу нужно взять мяч, подбежать к маме и двумя руками положить его в мешок («лисичка съела колобка!»), который мама держит на уровне вытянутых вверх рук ребенка.

Советы маме. Напоминайте ребенку, чтобы он не откатывал мяч далеко от себя. Малыш на первых порах может прокатывать мяч как ему удобно (одной или двумя руками). Когда он научится удерживать мяч около себя, задание можно усложнить: прокатывать мяч только одной (двумя) руками. Мышцы спины и позвоночник малыша еще слабы, поэтому во избежание большой нагрузки на позвоночник повторяйте игру не более 2-4 раз и обязательно после каждого прокатывания мяча просите малыша выпрямиться и поднять руки с мячом вверх (потянуться).

«Снежинки»

Цель игры: учить ребенка бросать мяч двумя руками в емкость, находящуюся на полу, развивать мелкую моторику рук.

Перед игрой (обязательно вместе с ребенком) нарвите небольшие кусочки белой легкой бумаги (например, салфетку) – в игре это будут «снежинки». Положите на пол большую взбитую подушку (не приминайте ее к полу). Сверху подушки насыпьте «снежинки». Отойдите от подушки на 0,7-1,5 м (в зависимости от возможностей и умений ребенка) и покажите своему малышу, как бросить мяч на подушку (двумя руками снизу). Вы увидите, в какой восторг придет ваш малыш от разлетающихся в стороны «снежинок». Пусть малыш бросает мяч пока ему не наскучит. А вот разлетающиеся снежинки вам придется собирать вместе, пусть пальчики малыша потрудятся.

Игры с маленьким мячом

«Скати с горочки»

Цель игры: учить ребенка действовать с мелкими предметами: переносить их, складывать, прокатывать, ловить.

Для этой игры вам понадобятся: 1) любые предметы шарообразной формы (диаметром 3-8 см), которые вы найдете у себя в квартире: различные мячи – для большого тенниса, резиновые, пластмассовые; шарики для настольного тенниса, шарики от сломанных погремушек, шарики из скомканной бумаги и т.п.; 2) гладильная доска, закрепив один конец которой на стуле, вы создадите дома прекрасные условия для скатывания и ловли.

Содержание. В игре одновременно участвуют либо мама с ребенком, либо возможно объединение двух детей. Первый ребенок встает у приподнятого над полом конца горки. Рядом с ним в коробочке 3–4 шарика или небольших мячика. Второй ребенок стоит в 2–3 шагах от опущенного на пол конца горки. У него в руках пустая коробочка.

Первый ребенок берет по одному шарику из коробочки и одной рукой скатывает их с горки. А второй ребенок в это время ловит скатывающиеся шарики и складывает их в пустую коробочку. Собрав шарики, он вместе с этой коробочкой идет на место первого ребенка скатывать шарики, а первый ребенок – на его место, т.е. дети меняются местами.

Советы маме. При объяснении игры попросите папу или другого члена семьи помочь вам. Например, мама будет скатывать шарики, а папа их ловить и складывать в коробочку. Все действия мама сопровождает стихотворением:

Шарик с горки покатился Мама достает шарик из своей коробочки и скатывает его с горки одной рукой.

И в коробке очутился. Папа ловит скатившийся шарик и кладет его в свою коробочку.

Мы с тобой его возьмем,

И на горку принесем. Коробочка с пойманными шариками приносится к началу горки.

Постарайтесь объяснить малышу, что если мячик или шарик просто класть на доску или отталкивать тихонько, то он упадет на пол, не докатившись до ее конца. При ловле скатывающихся шариков ребенок сначала, будет ловить их двумя руками – так ему на первых порах удобнее. Но напоминайте малышу, чтобы он старался ловить шарики одной рукой (правой и левой).

«Слепим снежные комочки»

Цель игры: развивать мелкую моторику рук, укреплять мышцы пальцев, учить бросать малый мяч в даль.

Эту игру лучше проводить в зимнее время, т.к. желательно, чтобы ребенок смог предварительно потренироваться в лепке снежков на улице. Для этой игры вам придется сделать несколько мягких поролоновых мячей (например, из поролоновых губок для мытья тела – такие мячи не только легкие, но и яркие).

Содержание. Дома покажите малышу мячики и предложите слепить из них «снежки»: «Ванюшка, давай мы с тобой сейчас слепим снежные комочки». Мама, сжимая мячик между ладонями, показывает, как лепить «снежок»: «Смотри, Ванюшка, комочек мягкий, я могу его сжимать ладошками: вот так – вот так!» Ребенок повторяет за мамой движения. «Ну, покажи, какой «снежок» у тебя получился. Какой хороший у тебя «снежок»! Молодец! Давай еще слепим» – мама дает возможность малышу слепить еще 3 комочка. «А теперь бросай «снежки» мне, я буду их ловить!» Ребенок бросает мячи-комочки одной рукой маме. Мама делает вид, что ловит «снежки», но поймать или удержать их не может: «Как много «снежков». Я их и поймать не смогла! Давай соберем «снежки» и снова поиграем». Мама с малышом собирают мячи и игра повторяется.

Советы маме. В игре ребенок лепит всего 4 снежных комочка: 2 – для бросания правой рукой, 2 – для бросания левой рукой. Напоминайте малышу, чтобы он с усилием нажимал на мяч во время лепки «снежка» и чтобы у него сверху оказывалась по очереди то правая, то левая ладошки. Предложите просто помять мяч пальцами рук. При бросании «снежков» малыш будет стремиться подойти к вам поближе, поэтому старайтесь держаться от него на два– три шага.

«Мячи в корзине»

Цель игры: развивать глазомер, ловкость, координацию движений при метании в горизонтальную цель.

Для этой игры вам понадобятся любые маленькие мячи (от большого тенниса, резиновые, мягкие из разных материалов) или бумажные шары из скомканной бумаги. В качестве горизонтальной цели лучше использовать корзину большого диаметра (высокий таз или обклеенную цветной бумагой большую коробку), чтобы бросаемые мячи могли в них задерживаться.

Поставьте корзину (таз, коробку) на пол и на расстоянии 60–150 см от нее по кругу разложите 4–5 цветных кружочков или выложите круг из длинного шнура. Встав у обозначенного места (цветной кружок, шнур), мама показывает малышу, как можно забросить мячи в корзину: «Посмотри, как я умею! Хочешь тоже поиграть?» Ребенок становится на круг или в любом месте около шнура. Мама кладет перед ним на пол коробочку с 4–6 мячами и встает напротив ребенка с другой стороны корзины, чтобы малыш видел ее движения, которые она сопровождает словами:

Мяч одной рукой возьмем, Наклоняются и берут по одному мячу.

И к плечу поднимем. Поднимают руку с мячом вверх к плечу.

На корзину поглядим. Смотрят на корзину.

Мяч в корзину кинем. Бросают мяч в корзину одной рукой.

Сначала ребенок бросает мячи правой, а потом левой рукой (по 2–3 шт. каждой). Затем мама с малышом собирают брошенные мячи в свои коробочки, и игра повторяется.

Советы маме. Чтобы мячик не выскакивал из корзины (тазика, коробки), положите на его дно сложенное детское одеяло, толстую фланелевую пеленку или небольшую подушку. На начальном этапе обучения бросанию предмета в корзину расстояние до цели не должно превышать 60 см, так как дети в этом возрасте не бросают, а кладут предметы в цель. С течением времени расстояние до цели увеличивается. Сначала малыш будет спешить побыстрее забросить все мячи в корзину ведущей рукой. Объясните ему, что торопиться не надо. Пусть он выполняет каждый бросок под слова стихотворения. Напоминайте ему, что бросать мячи в корзину надо сначала правой, потом левой рукой. При метании в цель большинство детей этого возраста бросают предметы одной рукой от плеча, как рассмотрено выше. Покажите малышу и способ метания одной рукой снизу, так как, используя этот способ, ему будет легче попасть точно в цель. Для сохранения интереса малыша вы можете менять высоту «цели», ставя тазик на предметы разной высоты. А летом в хорошую солнечную погоду бросайте мячи в тазик с водой.

Варианты игры. Чтобы сохранить интерес ребенка к игре используйте для метания:

  1. кубики, маленькие мягкие игрушки, которые так же забрасываются в корзину, таз или коробку;
  2. разноцветные мешочки, наполненные любой крупой (гречкой, рисом и т.п.) весом 70– 100 граммов.

Такие мешочки можно бросать в большой обруч или в круг, выложенный из шнура.

«Брось в речку»

Цель игры: учить ребенка метанию вдаль разными руками. На одной стороне комнаты мама кладет на пол цветные кружочки (шнур, приклеивает полоску пластыря) – это «берег». В 2–3 метрах от берега расстилает простынь (большую пеленку, покрывало или какую-нибудь ткань), желательно голубоватого оттенка – это «речка». Для метания лучше использовать бумажные шары из скомканной бумаги (они меньше отскакивают от пола, чем упругие мячи) – это «камушки».

Содержание. Мама кладет в коробочку 4–6 бумажных шаров, ставит их у обозначенного места (кружок, шнур, полоска пластыря) и предлагает малышу, стоя на «берегу», бросать «камушки» в «речку». Показ упражнения и выполнение его вместе с ребенком мама сопровождает словами:

К бережку мы подойдем, Подходят к «берегу».

В руки камушки возьмем, Наклоняются и берут каждой рукой по шарику.

Руку правую поднимем, Поднимают правую руку вверх.

Камушек мы в речку кинем. Бросают шарик в «речку» правой рукой.

Ручку левую поднимем, Поднимают левую руку вверх.

Тоже камушек мы кинем. Бросают шарик в «речку» левой рукой. В зависимости от того, сколько бумажных шариков вы положили в коробочку, наклоняться за ними вам придется 2 или 3 раза. Затем мама предлагает достать «камушки» из «речки». Пусть ребенок залезет в «речку» и побарахтается в ней: лежа на животе или на спине подрыгает руками и ногами, изображая купание, перекатывается с боку на бок и т.п. Собрав «камушки» и вернувшись на «берег», вы сможете повторить игру.

Советы маме. Напоминайте малышу, чтобы он бросал камушки по очереди правой и левой рукой, не торопился (слова стихотворения служат сигналом для выполнения). С приобретением навыка метания вдаль расстояние от ребенка до речки увеличивается. Для разнообразия вы также можете использовать мешочки, наполненные крупой.

«Трeшки»

В эту игру могут играть дети с 5-6 лет. Подойдет мяч размером с теннисный или чуть крупнее, чтобы его удобно было ловить одной рукой; в упрощенную версию можно играть и волейбольным мячом. Количество игроков не ограничено, но лучше не больше трех, иначе придется долго ждать своей очереди.

Как играть. Игрок выполняет упражнения каждого этапа по 3 раза (поэтому игра и называется «трешки») и переходит с этапа на этап до тех пор, пока не ошибется. После ошибки мяч переходит к следующему игроку. В следующий раз игрок повторяет тот этап, на котором «застрял» и продолжает дальше до следующей ошибки. Выигрывает тот, кто первым выполнит все этапы.

Этапы

Для детей помладше

Для детей постарше

1

Подбросить мяч вверх и поймать его двумя руками

Подбросить мяч вверх и поймать его двумя руками

2

Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши, поймать мяч

Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши 3 раза, поймать мяч

3

Подбросить мяч вверх, присесть, поймать мяч

Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши впереди и позади себя, поймать мяч

4

Ударить мячом об землю и поймать его двумя руками

Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши под коленом, поймать мяч (при повторах ноги меняем)

5

Ударить мячом об землю, хлопнуть в ладоши, поймать мяч

Подбросить мяч вверх и поймать его одной правой или левой рукой (при повторах руки меняем)

6

Чеканить мячом об землю одной рукой 3 раза и поймать двумя руками (повторять 3 раза уже не нужно)

Подбросить мяч вверх из-под правой ноги и поймать

7

Ударить мяч коленом и поймать двумя руками

Подбросить мяч вверх из-под левой ноги и поймать

8

Ударить мячом об пол, повернуться вокруг себя и поймать мяч

Ударить мячом об землю и перенести в этот момент правую ногу над мячом, поймать мяч

9

Ударить мячом об землю и перенести в этот момент левую ногу над мячом, поймать мяч

10

Ударить мячом об пол, повернуться вокруг себя и поймать мяч

11

Чеканить мячом об землю правой рукой 3 раза и поймать его двумя руками (повторять 3 раза уже не нужно)

12

Чеканить мячом об землю левой рукой 3 раза и поймать его двумя руками (повторять 3 раза уже не нужно)

Занимайте своих детей на улице подвижными играми и тогда никакие болезни и скука им будет нипочем.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 393 гостя и нет пользователей

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.