Игры так же важны для развития ребенка, как сбалансированное питание или здоровый сон. Более того, правильно организованная игра способствует улучшению, как первого, так и второго. Но родители, даже уделяя огромное внимание развитию, часто упускают из вида тот факт, что полезным играм ребенка также следует обучать.

Играми принято считать свободное времяпровождение малыша, когда он, чаще всего, предоставлен сам себе. Это в корне не верно. У каждой игры обязательно должны быть правила. Именно в этом и заключается рознящее отличие между играми и ничегонеделанием или баловством. Задача родителей – научить ребенка следовать установленным правилам. Такая нехитрая тренировка поможет вашему чаду приобрести множество новых социальных навыков, развить мышление, логику, внимание, научит работать в команде.

Не оставляйте малыша на попечение только радионяни и видеоняни в то время, когда он играет самостоятельно, а старайтесь чаще быть рядом и принимать непосредственное участие в игре. Вы не только сблизитесь со своим ребенком, завоюете его доверие, но и научитесь лучше понимать детскую психологию. Соблюдая несколько нехитрых правил, вы можете в форме игры организовать практически все свободное время своего малыша.

Правило первое: игра – это удовольствие!

Нельзя заставлять ребенка играть с вами. Если вам не удалось увлечь его сейчас, лучше попробуйте вернуться к этой теме чуть позже. Малыш ни в коем случае не должен воспринимать возможность поиграть с вами как обязанность.

Правило второе: законы игры устанавливаете вы

Играть с ребенком это не значит выполнять все, что он потребует. Даже если он выиграл. В начале игры обязательно определите четкие правила и не меняйте их до самого конца.

Правило третье: законы для всех равны

С раннего возраста приучайте ребенка к тому, что в игре нет никаких поблажек ни для него, ни для вас. И уж конечно, сами играйте по-честному. Если вы хоть раз позволите себе воспользоваться положением старшего (сильнейшего, взрослого и т.д.), то можете навсегда потерять не только доверие ребенка, но и надломить в нем веру в такие вещи как справедливость и честь.

Правило четвертое: чередуйте подвижные игры с теми, что требуют умственного напряжения

Помните, что ребенок устает гораздо раньше вас. Если видите, что игра уже полностью не занимает малыша, лучше отвлечься и переключиться на что-нибудь другое. Пусть малыш отдохнет, побудет один или, под присмотром видео няни, займется другим, интересным для него, делом.

Правило пятое: не бойтесь заиграться

Если ребенок с головой прогрузился в свой волшебный, выдуманный мирок – не спешите возвращать его в реальный мир. Не стоит думать, что «витая в облаках» малыш не сможет адекватно воспринимать окружающую реальность. Рано или поздно, он обязательно повзрослеет. Но, в душе его всегда будет жить счастливое, веселое и беззаботное детство!

«Что наша жизнь? - Игра…» великие слова В.В. Ворошилова и это правда. Человек постоянно играет, даже тогда когда он становится взрослым.  Мы все играем свои роли. В начале это роли детей, затем – родителей, а потом уже бабушек и дедушек - всё по нарастающей.

То, какие мы есть сейчас, закладывается в нас в нашем детстве. И те принципы и ценности, умения и навыки, которые есть - всё это прививается в игре. С помощью игры ребёнок узнаёт окружающий его мир,  воспроизводит логически реальные действия людей, а также учиться моделировать реальные отношения между  людьми, познаёт социальные отношения и общественный смысл деятельности взрослого человека. И тем самым, вступает во взрослую жизнь, с целым «багажом» знаний, которые ему необходимы для успешной и красивой жизни, для реализации своего потенциала.

Что такое  игра? Игра – это активность организма, направленная на условное моделирование той или иной развернутой деятельности.

Детская игра, возникающая в процессе исторического развития общества, заключается в воспроизведении детьми действий и взаимоотношений взрослых. В индивидуальном развитии ребенка игра становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, именно в связи с ее развитием совершаются наиболее важные изменения в психике ребенка и происходит подготовка к переходу ее на новую ступень развития.

Роль игры в развитии психики ребенка.

  1. В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
  2. Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо".
  3. В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
  4. Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).
  5. В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы.

До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами. Младенец, если он здоров, играет все свободное от сна и еды время. С помощью игрушек он знакомится с цветом, формой, звуком и т.д., то есть исследует действительность. Позже начинает сам экспериментировать: бросать, сжимать игрушки и наблюдать за реакцией. В процессе игры ребенок развивает координацию движений.

Собственно игра возникает в 3 года, когда ребенок начинает мыслить целостными образами – символами реальных предметов, явлений и действий.

На первом этапе она представляет собой копирование действий и поведения взрослых.

Игрушки в это время являются моделями предметов, с которыми "играют" взрослые. Это так называемая сюжетная игра. Ребенок в процессе ее воспроизводит сюжеты действий. В центре внимания не роль, к примеру, врача, а действия, имитирующие действия врача. К правилам ребенок еще не чувствителен.

В среднем дошкольном возрасте – ролевая игра, она преобладает вплоть до 6-7 лет. Самое главное для ребенка – ролевая идентификация, сюжет отходит на задний план. Смысл игры заключается в разделении ролей. В игре он имеет возможность прожить то, что является для него недоступным в жизни взрослых.

В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми.

Игра имеет важное значение и для эмоционального развития детей. Она помогает справиться со страхами, порожденными травмирующими ситуациями (ночные кошмары, ужасные истории, долгое пребывание в больнице).

Главное, что ребенок получает в игре, – возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности.

Игра в современной культуре является своеобразным культом. До семи лет, пока ребенок не пошел в школу, ему разрешается играть. Так было не всегда. Там, где ребенок с детства включен в труд взрослых, игра отсутствует. Дети всегда играют в то, что им недоступно. Поэтому в обществе, где ребенок приобщен к труду взрослых, игры не нужны. Там дети играют в "отдых".

Итак, игра – это очень важный элемент в развитии психики ребёнка. С помощью игры мы, взрослые, можем научить ребёнка правилам и нормам, вовремя скорректировать его поведение, привить жизненно важные ценности, воспитать полноценного члена общества. Поэтому, дорогие родители, играйте чаще с вашими детьми, в игре люди раскрываются и сближаются.

Игра в жизни ребенка

Зачастую, когда ребенок просить Вас поиграть с ним, Вы принимаете его за несамостоятельного человека, неспособного занять себя. И здесь сыплются на ребенка реплики: «Ну, что ж ты такой! Сам не можешь поиграть!». Вся эта ошибочность выводов говорит о непонимании родителями сущности детской игры.

Возрастная психология говорит об игровой деятельности ребенка, как о процессе, который с самого начала задается родителями. Родители учат ребенка играть, передают ему все возможные способы игровых действий (как строить сюжет, как использовать различные предметы). Различные игры с взрослыми дают ребенку умение применять на практике разные способы взаимодействий. В играх ребенок развивает свое творческое начало.

Играя, я познаю мир

Игра – это часть культуры человека, задача родителей научить детей входить в нее, а потом применять в жизни. Способ «внедрения» игры: давать ребенку игрушки. Каждый возрастной этап развития ребенка должен сопровождаться разными игрушками. Обучать ребенка игровым действиям необходимо с самого рождения, когда еще ребенок видит только погремушку. Родители дают ребенку возможность привносить замысел в свою игру за счет бытовых предметов. Важно помнить: после окончания игры ребенка, не нужно сразу расставлять все вещи по своим местам, так как в голове ребенка эта игра все еще живет. Если вдруг ребенок углублен в процесс игры, а семье нужно поужинать – подыграйте ребенку, предлагая ему, к примеру, «причалить» к берегу. После ужина ребенок сможет спокойно доиграть, еще живя сюжетом своей игры.

Родители могут стать помощниками ребенку, придумывая нужный элемент для игры, например, нужно сделать очки из подручных средств. Кажется, что это мелочь – но нет, это важно для создания полного образа в голове вашего малыша. Взрослые учат ребенка, показывая ему уважение к его игре, уважение к его интересам, переживаниям.

Часто родители считают, что игра – это пустое занятие. Игра для ребенка – это процесс научения, возможность применить на себя разные роли, приближаясь к взрослой жизни. Дети не любят играть, когда они чувствую контроль над собой или своими действиями. Для них игра, как кусочек своего мира. Любая игра – ориентир в управлении поведением ребенка.

Полезные свойства игр

В игре развивается важное свойство воображения, как считал В.В. Давыдов. Это умение переносить функции с одного предмета на другой, который не обладает таковыми функциями (включение воображения: карандаш становится ножом, волшебной палочкой). Игра проходит интересно: дети используют предметы-заместители. Во взрослом возрасте ребенок сможет овладевать и другими более сложными типами замещения в своей учебной деятельности.

Важно: правильно подбирать ребенку игры - они должны быть развивающего характера. Лучше всего: научить ребенка разным типам игр. Когда игры требуют партнеров (пример: настольная игра), смело предлагайте ребенку свою помощь. Сначала малыш учится играть с родителями, а уже потом играет со своими сверстниками. В самостоятельных играх ребенок будет себя вести так, как его приспособили взрослые.

«Давай поиграем!»

"Давай поиграем!" - как часто мы слышим эту просьбу от детей. И какую огромную радость они испытывают, когда мы соглашаемся. Мы можем побыть больным или продавцом, учеником или косолапым мишкой. Обычно, играя с ребенком, мы следуем за его желанием: он сам объясняет нам, что надо делать. А мы, если уж решили доставить ему удовольствие, послушно выполняем все его требования.

Однако игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. В игре ребенок закрепляет навыки, которыми он недавно овладел, развивает важнейшие стороны своей психики. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными - по своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространства, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений, и т.д.

В игре у ребенка раскрываются такие его возможности, которые еще не реализуются в обыденной жизни. Это похоже на взгляд в будущее. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях. И это естественно.

Ребенок должен соотносить свои желания с желаниями других детей, иначе он просто не будет принят в игру. Он может капризничать с родителями, воспитателями, но только не с партнерами в игре. Игра развивает у ребенка коммуникативные способности, он должен научиться устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения. Принимая ту или иную роль, ребенок усваивает и необходимые для исполнения этой роли нормы поведения, а не просто ведет себя так, как захотелось в данную минуту. Он должен быть нежным и заботливым в роли родителя, добрым и внимательным в роли доктора, вежливым и аккуратным в роли продавца.

Игра формирует и познавательные способности, и речь, и произвольность поведения. Как иногда бывает трудно ребенку управлять собой, особенно своими движениями. При этом достаточно просто сказать неуклюжему ребенку, что теперь он будет зайчиком и должен прыгать так, чтобы его не услышала лиса, и все его движения станут точными.

Коллективная игра требует от ребенка мобилизации всех его сил и возможностей: и физических, и умственных. Игра особо требовательна к развитию речи ребенка: он должен объяснить, во что и как хотел бы играть, договориться со сверстником. Поэтому те дети, которые начинают поздно говорить, или их речь имеет нарушения, испытывают трудности в играх со сверстниками. В таких случаях следует как можно быстрее подключать специалистов и выявлять причины нарушения. Такая же ситуация складывается, когда при смене места жительства ребенок преодолевает языковой барьер, начиная говорить на чужом языке. Очень важно вовремя оказать ему психологическую помощь, иначе с ребёнком почти никто не будет играть.

Игра бурно развивает воображение ребенка: из стульев он сооружает поезд, из кубиков гараж. Ребенок постоянно импровизирует в игре. Пытается задействовать всех и вся вокруг себя. Хорошо, когда взрослый помогает придумывать сюжеты, а главное - непосредственно участвует в игре. Этим он не просто доставляет ребенку радость, а помогает ему в развитии.

Дети, наблюдая за взрослыми, стремятся подражать им во всем, жить с ними на равных, воспроизводя в игре то, что им близко и интересно (действия людей в быту, трудовые процессы, отношения людей друг к другу, их отдых, развлечения и т.д.). В этих играх важна тема, содержание, последовательность отображаемых событий (шофер ведет машину, летчик - самолет, мама учит дочку, а не наоборот). Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми играми. Они присущи ребенку после 3-4 лет.

Возрастные периоды игры у детей младшего возраста

В 2-3 года ребенок овладевает предметными действиями, легко переносит их с одного предмета на другой. Малыш кормит куклу палочкой-ложкой, раскладывает перед ней игрушечные камушки-котлеты, укладывает ее спать в коробку-кровать.

В этом возрасте, играя, дети повторяют действия окружающих их взрослых, приравнивая себя к ним. Игра у младших детей в основном возникает в результате попавшего в руки предмета, т. к. каждый новый предмет - это новая игра.

Игровые действия детей младшего возраста еще крайне отрывочны. Они не связаны в единое целое. Взрослый помогает малышу приблизиться к первым сюжетно-ролевым играм. Самое главное, не осложнять игру длинными ролями, постараться "оживить" для ребенка отдельные предметы, вместе придумать, во что можно с ними поиграть и обязательно участвовать в игре.

Взрослый должен научить ребенка использовать предметы-заместители для того, чтобы он мог перейти к предметной игре. Этот переход важен для дальнейшего психического развития ребенка. Можно предложить малышу покачать куклу, искупать и покормить ее, уложить спать, сварить макароны из травы. Также можно развести костер, используя ветки, испечь там картошку, замещая её шишками, приготовить пирог из песка, используя ведёрко для формы. Обычно предметная игра начинается с того, что взрослый показывает отдельные действия, а затем ребенок использует эти действия и в других ситуациях.

Немалую роль в развитии ребенка играют игры-драматизации. В качестве сюжета можно использовать русские народные сказки: "Колобок", "Теремок", "Репка" и др. Обыгрывая эти сказки, дети активно усваивают ролевые отношения, эмоционально-выразительные средства (учатся говорить за персонажей сказки, изменять интонацию, темп речи, имитировать движения зверей).

Многие родители боятся того, что их дети сильно увлекаются игрой и совершенно не обращают внимания на то, что происходит в реальной жизни. Но так ли это на самом деле? Это только кажется, что ребенок, играя, уходит от действительности. На самом деле он в состоянии следовать логике реальности. Вот практический пример, игра, которая была предложена детям.

Сказка "Три медведя"

Материал: вместо медведей детям предложили целые спички и половинки (с предварительно отрезанными серными головками), а вместо кроватей - спичечные коробки.

Цель: дети должны были сами выбрать, какой предмет будет замещать тот или иной персонаж.

Результат: все дети, даже самые маленькие, одинаково сделали свой выбор: полспички - это Мишутка, целые спички - мама и папа, коробки - постели и т.д. Когда же им предлагали сделать другой выбор (полспички - мама, а целая - Мишутка), ребята вполне серьезно говорили: "Так не бывает".

Но предметная игра, игра с предметами заместителями - это только предпосылка развитой сюжетно-ролевой игры, которая становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

У детей 3-4-летнего возраста основой игры становится воспроизведение отношений между собой. Мир открывается детям все полнее и полнее. Они уже видят, что шофер не просто крутит руль, но и вступает в определенные отношения с пассажирами, что доктор не просто делает укол больному, но и общается с ним. Центральным моментом в играх дошкольников становятся отношения между взрослыми людьми, особенности их общения.

Но, чтобы воспроизвести эти отношения, необходимо выдержать определенную игровую роль. То есть, выполнить те обязанности, которые накладывает каждая роль, и осуществить те права, которые даются ею. Доктор обязан быть вежливым и внимательным с пациентами, соблюдать необходимую последовательность действий при лечении. При этом он имеет право пользоваться игрушками - атрибутами, которые у него есть. Пациент обязан выполнять предписания врача, но в то же время имеет право жаловаться на самые различные болезни, требовать новых лекарств.

Для того чтобы роли были более "развернутыми", дошкольники переходят от отдельных действий с игрушками (кормление, одевание, укладывание спать) к воспроизведению целой цепочки действий. Постепенно ребенок начинает выполнять принятую на себя роль.

Пример ролевой игры, организованной путем развития цепочки действий

Содержание игры: вместе с малышом сварить обед для куклы. Покормить ее, потом вместе помыть и убрать посуду. Затем, раздеть ее и уложить спать в постельку. Потом можно заняться делами по дому: постирать грязные вещи, вытереть пыль и т.д.

В этой игре мы видим последовательность игровых действий, и именно это поднимает ее на более высокий уровень.

Позже малыши учатся сами разыгрывать сюжеты сказок, фильмов, сами составляют сценарии для игр. Развитие сюжетов детских игр в большей степени определяется взрослым, который знакомит малыша с разными сферами жизни, обогащает и развивает его игровую деятельность, учит его практически всему.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 38 гостей и нет пользователей

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.