Несмотря на обилие литературы по правилам дорожного движения, специальные телепередачи и занятия с детьми по безопасности поведения на улице, детский травматизм по-прежнему остаётся очень острой проблемой. И чаще всего сами дети являются причиной дорожно-транспортных происшествий. Приводит к этому и незнание ими основ правил дорожного движения, и безучастное отношение самих взрослых к собственному поведению на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, не осознают реальных опасностей на дороге. Не умея ещё правильно определять расстояние до приближающейся машины, её скорость и т.п., они полагаются на собственные быстроту и ловкость, считая вполне естественным выехать на проезжую часть на велосипеде или затеять здесь весёлую игру ... Как избежать этих опасностей?
Т.А. Петрова
Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге
I. ЧТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ РОДИТЕЛИ О СВОЁМ РЕБЁНКЕ?
В 3-4 года ребёнок может отличить движущуюся машину от стоящей, но он уверен, что машина останавливается мгновенно.
В 6 лет - боковым зрением он видит примерно 2/3 того, что видят взрослые; не умеет определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина; не умеет правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного.
В 7 лет - более уверенно отличает правую сторону дороги от левой.
В 8 лет - может мгновенно отреагировать на оклик и т.п.; имеет опыт пешеходного передвижения на дороге; активно осваивает основные навыки езды на велосипеде (умение объезжать препятствия, делать крутые повороты); умеет определять источник шума; устанавливать связь между величиной предмета, его удалённостью и временем {чем ближе автомобиль - тем он больше); может отказаться от начатого действия (ступив на проезжую часть, вновь вернуться на тротуар).
II. ЧТО ДОЛЖНЫ И ЧЕГО НЕ ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ САМИ РОДИТЕЛИ ПРИ ДВИЖЕНИИ?
- Не спешите, переходите дорогу всегда размеренным шагом.
- Выходя на проезжую часть, прекратите разговаривать - ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
- Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора, переходить нужно только на зелёный свет.
- Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком "Пешеходный переход".
- Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или выбежать на проезжую часть.
- Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и Т.д.
- Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, - это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.
- Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части.
- В автомобиле обязательно пристегнитесь ремнями; ребёнка посадите на самое безопасное место: в середину или на правую часть заднего сиденья; во время длительных поездок чаще останавливайтесь: ребёнку необходимо двигаться.
- Не будьте агрессивны по отношению к другим участникам движения. Вместо этого объясните ребёнку конкретно, в чём их ошибка. Используйте различные ситуации для ознакомления с правилами дорожного движения, спокойно признавайте и свои собственные ошибки.
III. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
1. При выходе из дома:
- сразу обратите внимание ребёнка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;
- если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите своё движение и оглянитесь - нет ли за препятствием опасности.
2. При движении по тротуару:
- придерживайтесь правой стороны тротуара;
- не ведите ребёнка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;
- крепко держите малыша за руку;
- приучите ребёнка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом со двора и т.п.;
- разъясните ребёнку, что забрасывание проезжей части камнями, стеклом и т.п., повреждение дорожных знаков могут привести к несчастному случаю;
- не приучайте ребёнка выходить на проезжую часть; коляски и санки с детьми возите только по тротуару;
- при движении группы ребят учите их идти в паре, выполняя все ваши указания или других взрослых, сопровождающих детей.
З. Готовясь перейти дорогу:
- остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;
- привлеките ребёнка к наблюдению за обстановкой на дороге;
- подчёркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;
- учите ребёнка различать приближающиеся транспортные средства;
- не стойте с ребёнком на краю тротуара, так как при проезде транспортное средство может зацепить, сбить, наехать задними колёсами;
- обратите внимание ребёнка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у автомобиля и жестах мотоциклиста и велосипедиста;
- неоднократно показывайте ребёнку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
4. При переходе проезжей части:
- переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрёстках по отмеченной линии-зебре, иначе ребёнок привыкнет переходить где придётся;
- не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;
- не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребёнку каждый раз, что идёте строго поперёк улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто-, мототранспортными средствами;
- не выходите на проезжую часть из-за транспортного средства или из-за кустов, не осмотрев предварительно улицу; приучайте ребёнка делать так же;
- не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых, нужный автобус или троллейбус. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребёнку, что это опасно;
- не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг. Объясните ребёнку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;
- при переходе проезжей части по нерегулируемому переходу в группе людей учите ребёнка внимательно следить за началом движения транспорта, иначе он может привыкнуть при переходе подражать поведению спутников, не наблюдающих за движением транспорта.
5. При посадке и высадке из общественного транспорта (автобуса, троллейбуса, трамвая и такси):
- выходите впереди ребёнка, так как малыш может упасть, а ребёнок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;
- подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной его остановки. Ребёнок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колёса;
- не садитесь в общественный транспорт (троллейбус, автобус) в последний момент при его отправлении (вас может прижать дверьми). Особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;
- научите ребёнка быть внимательным в зоне остановки - особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне, пешеходы здесь часто спешат и могут случайно вытолкнуть ребёнка на проезжую часть и Т.п.
6. При ожидании общественного транспорта:
- стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине.
7. При движении автомобиля:
- приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано специальным детским креслом. Объясните им, что при резкой остановке или столкновении сила инерции «бросает» сидящего вперёд и он ударяется о стекло передней панели; этого достаточно, чтобы пассажир погиб или был сильно ранен;
- не разрешайте малолетнему ребёнку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло или панель;
- не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.
8. При проезде в общественном транспорте:
- приучите ребёнка крепко держаться за поручни, чтобы при торможении он не получил травму от удара;
- объясните ребёнку, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только при полной его остановке.